?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Новые настроения в обществе нарисовались, теперь народу свободы многовато отсыпали. В одном из пабликов вконтакте выложили занимательную статью, которая называется "Аномия: усталое поколение". Аномия - это отсутствие норм и этических ориентиров в обществе. Автор пишет, что многие боролись за безграничную персональную свободу - и в результате на нее напоролись все. Теперь люди имеют свободу, но им не к чему стремиться. Раньше было понятно,- надо стремиться к определенному социальному уровню, который измерялся длиной ворса персидского ковра. Сейчас ковры не в почете, а самоидентифицироваться как-то надо.

Я автора прекрасно понимаю, - сложно жить в мире, который не предоставляет возможностей для удовлетворения моральных потребностей. Но точку зрения автора не разделяю, ибо я по другую сторону баррикад, как раз из тех, кто, по словам автора, раньше "чувствовали себя загнанными в тесные коробочки морали, в которые они никак не могли уместиться, не согнувшись в три погибели". И мне эти наметившиеся тенденции ухода от обывательских ценностей очень нравятся. Я не согласна с тем, что "на этом языке" не с кем поговорить, мне есть с кем. И этих людей становится все больше.

Есть такой нюанс: свобода неразрывно связана с понятием ответственности. Заявляя традиционному обществу "подайте шляпу и пальто", человек может уйти в никуда и бесцельно болтаться, но это не свобода, это зависимость от обстоятельств. Свобода - это принятие на себя ответственности, которая в традиционном обществе возлагается на всех, то есть толком ни на кого. Если человек примет на себя ответственность за свою жизнь, он создаст себе систему ориентиров, основанную на реальных ценностях (а не на тех, которые навязаны обществом). Другое дело, что автора беспокоят, похоже, вопросы другого порядка: как же меряться писюнами с Колей и Васей, если у меня писюн большой, у Коли - зеленый, а у Васи - овальный? Цитата: Если мы оглянемся на середину прошлого века, мы можем подумать: «Бедняги, у них совсем не было выбора: жениться, родить трех детей, ждать, пока дадут квартиру, и работать где-нибудь на заводе. Рутина».
Но у нашего времени есть свои проблемы. Мужчины 60 лет назад были более ограниченными в своих возможностях, зато им было легче понять, добились ли успеха, счастливы ли они. Они понимали правила игры, у них были ориентиры.
Почему успешный = счастливый? Почему счастлив тот, кто выиграл в игре по чужим правилам? Почему автор считает, что эта формула актуальна для всех?

Другое дело, что общество не избавилось и не избавится полностью от этих всех предрассудков традиционного общества, как минимум в целях самосохранения. Вероятно, одни предрассудки будут вытесняться другими, адаптированными под запросы эпохи. Так что для тех, у кого бока с собственными ориентирами, обществу всегда будет что предложить. Потому что всегда найдутся люди, которые тоже не смогли использовать свободу по назначению. Думаю, на этот счет можно не волноваться.

А вы как думаете?


*********************************************************************************************
Сама статья:
Аномия: усталое поколение

Что такое аномия

На рубеже XX столетия французский социолог Эмиль Дюркгейм заинтересовался тем же вопросом. Частенько суицид считают результатом личных сложностей, однако Дюркгейм решил исследовать его обусловленность более глобальными факторами. Он изучал погоду страны, религию и экономику в поисках факторов, которые могли бы положительно и отрицательно влиять на личность. Плодом этих исследований стала книга «Суицид», вышедшая в 1897 году, где впервые был назван феномен аномии.

Аномия буквально значит «беззаконие», Дюркгейм описал явление это как отсутствие нормальности. Он установил, что в периоды социальных изменений и переворотов для людей исчезают социальные стандарты и какие бы то ни было ожидания. Без ясных правил, норм или ценностей люди теряют корни, путаются и даже становятся склонными к суициду. Жизнь в эпоху аномии часто может ощущаться ими как бессмысленная и пустая.

На пути к обществу без норм

Почему люди скучают по старым добрым временам? Отчасти потому, что тогда всем было понятно, чего стоит ожидать друг от друга и от жизни, в те времена были понятные культурные ценности, правила и нормы.
Но многих это раздражало: они чувствовали себя загнанными в тесные коробочки морали, в которые они никак не могли уместиться, не согнувшись в три погибели. И вот общество постепенно отбросило старые правила в угоду новому миру, где главными стали личные свободы, а основной заповедью стало «живи и дай жить другим».
В результате теперь у нас нет ни социальных норм, ни даже чего-нибудь, против чего можно было бы бунтовать. В нашем обществе по большому счету больше нет норм. Есть какие-то ожидания, но мы всё же живем и даем жить другим — вот чем мы занимаемся. Ты можешь жениться хоть в 20 лет, хоть в 40, хоть не жениться вовсе. Ты можешь жить с кем-то хоть десять лет — и обществу нет до этого дела, иметь девять детей, или ни одного, или заиметь первого в 60. Ты можешь носить что хочешь — и всем будет всё равно, ты можешь ходить по улице за руку с мужиком, работать в огромной корпорации или дома. Ты можешь делать вообще что угодно, только не нарушать закон, и обществу будет попросту плевать.

Вот эта безграничная персональная свобода имеет массу положительных аспектов, позволяя людям быть кем они хотят. Но у нее есть и недостаток: ты можешь делать всё, что пожелаешь, любую вещь, но ты как будто ничего не хочешь и ни от чего не чувствуешь удовлетворения.

По направлению к личной свободе

Парадоксально, но личная свобода без каких-либо ограничений — прямой путь к беспокойству и отсутствию счастья. Это не какая-то там пуританская максима, это факт, с которым соглашаются и социологи, и психологи. Персональная свобода без стандартов и социальных ожиданий — это как полет в открытый космос. У тебя нет никаких ориентиров, никаких эталонов, и ты никак не можешь понять, в чем разница между путем наверх и вниз, в чем разница между левым и правым и какой в этом смысл.

Если мы оглянемся на середину прошлого века, мы можем подумать: «Бедняги, у них совсем не было выбора: жениться, родить трех детей, ждать, пока дадут квартиру, и работать где-нибудь на заводе. Рутина».
Но у нашего времени есть свои проблемы. Мужчины 60 лет назад были более ограниченными в своих возможностях, зато им было легче понять, добились ли успеха, счастливы ли они. Они понимали правила игры, у них были ориентиры. Сейчас у слов «успех» и «счастье» может быть миллион самых разных смыслов, и один из них должен подойти тебе. Но какой? Выбор слишком велик. Мы не можем быть уверены, что одна из тысяч улиц, на которую мы свернули, приведет нас куда нужно.
У меня есть бро, который постоянно талдычит, что хочет вести необычную жизнь. Но когда я спрашиваю его, что это вообще за хрень, он качает головой и отвечает: «Я даже не знаю, чувак, просто это чувство не отпускает меня».

Усталое поколение ищет смысл жизни

Мы все — социальные создания. На протяжении всей истории люди жили в сообществах: в племенах, которые управляли их жизнью, где были определенные правила и близкие социальные связи. Только относительно недавно общество перестало быть таким племенем и раскололось на разрозненных индивидов, на отдельные нуклеарные семьи, жизнь каждой из которых закрыта для остальных. И да, небольшое отступление. Часто говорят, что для женщины естественна роль домохозяйки, но вообще в эволюционном смысле это крайне неестественно, когда женщина отрывается от семьи и друзей и просиживает целыми днями с ребенком.

Так вот, в этих своих семьях мы ведем свои собственные жизни по своим правилам, руководствуясь личными ценностями и ожиданиями, у нас есть свое собственное понимание мира. Да, частенько это не самое результативное занятие; это всё равно что создавать свой собственный язык: он наш, он уникальный, но поговорить на нем с другими людьми невозможно. Мы существуем в вакууме, у нас нет стандартов и социальных институтов, которые придали бы обществу структуру. У нас нет контекста, а у жизни — никакого значения.

На MTV есть такая передача, называется «Успеть всё». В ней людям помогают сделать то, что они хотели бы, прежде чем сыграют в ящик. Кстати, такой вопрос полезно обдумать. Так вот, очень интересное шоу, очень вдохновляет. И однажды я плотно на него подсел и просмотрел массу серий подряд. Что бросилось мне в глаза? Когда людей с низким уровнем дохода или принадлежащих к малым народам спрашивают, что они хотели бы успеть сделать до конца жизни, они говорят о важных вещах: «Найти сына, которого я не видел вот уже 20 лет» или «Посетить могилу матери, которая находится в другой стране».

Но когда такой вопрос задают обычным белым (я не расист!) чувакам, выходцам из среднего класса, что они отвечают? Да полную чушь! «Произнести тост на чужой свадьбе», «Закатить офигенную вечеринку», «Сходить на свидание с Меган Фокс».

Да я не против разных дурацких затей в таком списке, я даже на днях советовал чувакам о нем призадуматься. Но когда я постоянно вижу вот это на телешоу, это показывает, насколько мы пресыщены, насколько мы пыжимся себя развлечь и как тяжело нам делать что-то важное. В мире, где нет норм, где жизнь вообще очень удобная, мы вынуждены думать, что мы хотим успеть до конца жизни, чтобы ничего не профукать. Нам надо делать что-то из ряда вон выходящее, чтобы почувствовать себя живыми. Ты можешь произнести тост на свадьбе незнакомых людей, это захватит тебя, но ты гарантированно не почувствуешь удовлетворения, сделав это, потому что такая проделка не оставит на тебе никакого следа.

Этот пост может показаться пессимистичным, но я не хочу сказать, что жить незачем и мы все обречены на вечную ностальгию по старым добрым временам. Люди могут хоть до посинения говорить о возрождении традиционных ценностей, но мы никогда не сможем вернуться к тем четко очерченным социальным нормам. Наши мозги уже не переделать.

Просто я недавно об этом задумался. Это не та проблема, которой я мог бы найти решение, дать тебе совет и как-то всё поправить. Это тяжело, и нам всем надо над этим работать. Важно понять, какова наша жизнь, и даже если тебе кажется, что жизнь пуста, помни, что ты не одинок и в жизни есть смысл. Общество может не разделять твоих ценностей, но это не значит, что ты не можешь самосовершенствоваться и развиваться. Или что жизнь бессмысленна. У каждого поколения свои сложности, каждое поколение бросает себе вызов. Наверное, наш — это найти смысл жизни в эпоху аномии. Как мужчине справиться с этим заданием?

Автор разыскивается

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
deyatinor
Oct. 24th, 2013 02:23 pm (UTC)
Оффтоп
Я сегодня наткнулась на статью http://vesti.ua/pridneprove/22159-v-dnepre-evro-rogatyj-iwet-hozjaina-s-dvumja-mln-grn и она у меня вызвала языковое недоумение. Это новый стиль в написании статей или просто малограмотный журналист с таким же малограмотным редактором?
redkaja_merzost
Oct. 24th, 2013 03:23 pm (UTC)
Та да, выражения подобрали странные как для новости, вроде такой стиль не в концепции сайта. Сложно сказать, чем они там думали)
Вероятно, думали вакансией корректора, потому что в других материалах на сайте есть ошибки.
deyatinor
Oct. 24th, 2013 02:27 pm (UTC)
А по теме статьи можешь Ялома почитать, "Экзистенциальная психотерапия", там последний раздел как раз о бессмысленности, приведены результаты разных исследований и личные выкладки автора. Если одним предложением, то Ялом советует тем, у кого смысла нет, вовлекаться во что-то эмоционально, брать на себя личные обязательства и тогда вопрос смысла отпадёт сам собой.
redkaja_merzost
Oct. 24th, 2013 03:26 pm (UTC)
О, почитаю, спасибо. По крайней мере, попытаюсь,- его "Лжец на кушетке" я так и не дочитала. И сюжет нормальный, и интрига есть, все хорошо, но как-то не держит - динамика не моя. А вот о Ницше хорошо пошел, правда, из-за самого Ницше).
redkaja_merzost
Oct. 24th, 2013 03:33 pm (UTC)
Хотя вообще мне кажется, что если вовлекаться в что-то левое, то так можно и не найти свой смысл. Это же устранение симптомов, бегство от проблемы, а не решение ее.
Вопрос в том, есть ли возможность найти свой смысл. Не естественным образом, раз уж естественным он сам не нашелся, а осознанно поработать над его поиском. Если есть, то лучше заняться поисками, я думаю.
У меня просто со смыслом все норм, поэтому мне сложно представить, как выглядит отсутствие смысла, чем живет этот человек.
devulka
Oct. 26th, 2013 08:57 am (UTC)
Ох, любишь ты правильные вопросы ставить.
С моей точки зрения, есть необходимость в ограничениях и нормах для общества, но далеко не всегда это необходимо конкретному индивиду. Для общества понятно - чтобы успешно выполнить свою биологическую функцию, женщина должна выбрать самого лучшего мужчину и наоборот. В первобытном обществе было все понятно, самый сильный=самый успешный, поэтому законов было очень мало. А сейчас с этим сложности, самоиндентификация и определение своего места в гонке на самый лучше генетический материал - это инстинкт, а очевидных критериев нет, вот и необходимы нормы и законы. Раньше получил высшее образование - молодец, больше шансов зарабатывать, а сейчас мир говорит скорее об обратном - гениальные самоучки добиваются большего успеха. Но это тема не на один пост. Короче, для общества нормы необходимы, вот именно для того, чтобы было с чем сравнивать и не меряться самой длинной и самой овальной пиписькой.
Но личные критерии под называнием "смысл жизни" нужны не всегда. С моей точки зрения это всегда шоры. Определив что-то как свой смысл жизни, ты принижаешь значимость других аспектов своего существования. Сама жизнь ценна и многогранна.
Ты знаешь, меня всегда вводит в ступор фраза "мне одной/одному скучно". Я не могу себе представить, как это. Наверное, и со смыслом жизни так. Я не могу сказать, что он у меня есть, скорее для меня смысл жизни - это и есть сама жизнь.
redkaja_merzost
Oct. 26th, 2013 02:32 pm (UTC)
Ну да, обществу без норм никак, т.к. именно необходимость следования нормам позволяет сделать индивида предсказуемым. Непредсказуемый индивид опасен для общества, им невозможно управлять, а много непредсказуемых - это вообще не общество, т.к. не имеет структуры и общих ценностей. Другое дело, что некоторым людям гораздо важнее личные ценности, чем общественные. Ну и если бы общественные ценности основывались на здравом смысле, то их можно было бы хоть уважать, если не поддерживать, но то уже другой разговор.

Мне кажется, мы с тобой по-разному понимаем выражение "смысл жизни". Если возвести в ранг смысла жизни какую-то цель, то тогда да, я с тобой согласна, что этот выбор может сузить горизонты мышления, это будет обычная зацикленность. В моем понимании, смысл жизни - это не цель и не путь к цели, это реализация ценностей, которая позволит сделать человека счастливым. То есть это не действие, не результат, не имущество, не цели. Например, одна из моих самых любимых ценностей - свобода. Соответственно, мои действия/реакции в той или иной степени подчинены стремлению получить еще большую степень свободы; я принимаю решения с позиции человека, который считает себя свободным (или ощущает несвободу и это напрягает); ощущение свободы делает меня счастливой, счастье без свободы для меня немыслимо; свобода другого человека для меня священна. То есть, это категория, которая отчасти определяет мое существование и непосредственно участвует в создании моего счастья, наряду с другими ценностями. Я думаю, что вот этот пучок ценностей в своих максимальных проявлениях и есть смысл жизни. Ну, мне так кажется.
А цели - это так, только инструменты для реализации своего смысла жизни. Например, поставил человек себе глобальную цель захватить соседнюю галактику. На это уйдет значительный кусок его жизни, но смысл же не в том, чтобы получить галактику в собственность, смысл в реализации стремления к власти. И, скорее всего, это стремление проявляется и в других сферах жизни человека. Короче, смысл - это такой двигатель, наверное, который в качестве энергии использует ценности)). А если ценностей-горючего нет, человек говорит, что он не видит смысла жить, двигатель не работает. По крайней мере, я так понимаю это все.
И да, тупо возводить в ранг смысла жизни стремление купить машину и квартиру, чтобы считаться "успешным". Это фу, как по мне.
devulka
Oct. 26th, 2013 02:46 pm (UTC)
Нет, я не закладываю в понятие "смысл жизни" какую-то цель. Просто "власть", "свобода", "любовь", "самореализация" - это тоже ограничители, каждый сам по себе. А если брать совокупность всех общих понятий, то точнее, чем "жизнь" и не скажешь :)
И кстати, интересно, что ты воспринимаешь смысл жизни как направленность на счастье и свободу. Совершенно европейские ценности индивидуализма.
Хотя я вряд ли бы выбрала азиатские цели укрепления и возвеличивания семьи.
redkaja_merzost
Oct. 26th, 2013 05:10 pm (UTC)
Может в каком-то аспекте и ограничители, я это воспринимаю скорее как потребности (свободу, например). Просто это очень весомая потребность, как и другие ценности, поэтому она во многом определяет мое существование. Конечно, она может в чем-то мешать, ограничивать возможности. Если бы для меня свобода была не в приоритетах, я бы, например, могла бы построить хорошую карьеру в большой корпорации. Но поскольку это не просто потребность, а ценность, от которой зависит мое состояние счастья, то имела я в виду хорошую карьеру с ее корпорациями, я их десятой дорогой обхожу. Это уже вопрос приоритетов, которыми рулят, опять же, ценности. Для меня хорошая карьера - не цель и даже не желание, поэтому моя свобода, ограничивая этот аспект, жить мне не мешает абсолютно.
Или, опять же, человек, который стремится к власти любой ценой, лишен удовольствия построения душевных доверительных отношений с другими людьми. Ну да, это ограничение, но доставляет ли ему оно дискомфорт? Нет. Для него чужие переживания - шум и эмоциональный мусор, с которым он не знает, что делать.
Ну то есть ценности, вот такие источники мотивации, наверное, имеют обратную связь с потребностями человека. Может ценности формируются/корректируются исходя из потребностей. Я просто не представляю себе, чтобы ценность мешала получить то, что важно именно для этого человека. Скорее ценности трансформировались бы.
devulka
Oct. 27th, 2013 07:00 am (UTC)
С этой стороны ты права, но я думаю, что в разные периоды жизни тогда такие ценности могут меняться. В 18 и в 40 они вообще могут быть диаметрально противоположными.
В общем, это разговор не для ЖЖ, а для нескольких кружек пива :)
redkaja_merzost
Oct. 27th, 2013 02:20 pm (UTC)
Да, наверняка меняться могут. Я думаю, что меняются или хоть как-то корректируются в кризисные моменты, когда очередной этап жизни пройден, и человек понимает, что для дальнейшего движения нужна новая концепция существования.
А по поводу нескольких кружек, можем и организовать, если у тебя есть время в какой-то из осенних вечерков. Хрен с ними, с ценностями, а выбраться куда-то можно.

Edited at 2013-10-27 02:22 pm (UTC)
( 11 comments — Leave a comment )